Статьи
Интервью Лонг рид

Интервью с создательницей книжного «БУКВАЛЬНО». Как читать книги в 24 году, когда ни у кого нет концентрации внимания?

Интервью с основательницей независимого книжного магазина «Буквально»



Анна рассказала нам о том, что человеку может дать чтение в контексте клипового мышления, почему люди боятся книжных магазинов и как можно научится читать заново.



Чем ты занималась до открытия книжного?

У меня есть мем, что я единственный человек на планете, который работает по специальности, потому что я училась в УрФУ на направлении «Социально-культурная деятельность» и в этой сфере всегда работала. Я пришла туда случайно, но это оказалась очень интересная профессия в плане широты возможностей — ты можешь быть менеджером культурных мероприятий, менеджером площадок, куратором выставок, основателем библиотеки, галереи, театральной площадки — подойдет всё, что связано с искусством и культурой. И с одной стороны, это очень помогает, потому что очень широкий контекст дает, а с другой стороны, непонятно, кем ты будешь. Я решила немножко сфокусировать свои знания и попробовала поступить на магистратуру издательского дела в Москве, потому что мне всегда нравились книги и интересен был процесс их создания. Но у меня не получилось, поэтому решила сразу поискать работу.

Я работала администратором на ивент-площадке, а через некоторое время нашла другую работу в компании, которая занималась бизнес-консалтингом в сфере устойчивого развития — это все, что касается экологии, благотворительности, прав человека — в общем, все, что направлено не только на коммерческую составляющую, а приносит еще какое-то добро, позитивное влияние на мир. Я была менеджером проектов, консультантом, и мы заказчиками, с крупным бизнесом, которые помимо своей коммерческой деятельности хотели делать еще что-то классное, но у них просто не было понимания, экспертизы, как это сделать хорошо, реализовывали общие задумки, идеи или их конкретные запросы. Это супер интересная деятельность. Я фокусировалась на вопросах разнообразия, инклюзии, доступности среды, гендерного равенства и в целом социальной политике. При этом я еще немножечко экологией увлекалась. И это, наверное, моя самая любимая работа из всех прошлых. После консалтинга я решила заняться своим делом, но в целом мне этот опыт только помог.

А как тебе пришла идея открыть книжный магазин?

У меня давно она сидела на подкорке, но я никогда не понимала, что это будет физически как-то реализовано, то есть я скорее мечтала. Помню, мы играли друзьями в игру с вопросами на карточках, и выпал вопрос для всех «Если бы вы открывали книжный магазин, каким бы он был?» У всех были очень разные концепции, идеи. После этого случая я начала про это думать периодически, и в какой-то момент мне показалось, что идея классная, не обязательно ждать пенсии или внезапно свалившегося богатства, чтобы открыть такой магазин. По факту, это тот же проект, какие я всю жизнь организовываю, с бюджетом, целями, но без дедлайна.

У тебя всегда был интерес к книжкам?

Он у меня очень волнообразный. К книжкам глобально всегда был интерес: я помню, что рано научилась читать, и мне всегда нравились книжки как предмет разглядывания, тактильности. Но школьная литературе так подействовала, что я практически не читала для себя.

В старших классах учительница по литературе показала, что классика может быть интересна, что вне школы тоже есть книги, что можно читать литературу, которая не входит в программу, и она всегда это поощряла. Например, давала в середине урока почитать книгу, которую ты выбрал сам. Тогда я поняла, что могу сама себе покупать книжки, которые я хочу. И мне всегда была интересна жизнь вокруг книжек: я обожаю книжные ярмарки, фестивали, где очень много разных издательств, книги стоят не так дорого, как в магазинах, и можно послушать презентацию книги от самого автора. В общем, это отдельный мир, и он очень интересный.

Расскажи историю открытия «Буквально» от идеи до первого покупателя?

Сначала я сделала mindmap-карту, куда какое-то время накидывала идеи по поводу всех аспектов от названия до вида полок, то есть в брейнсторминге постоянно находилась. Потом поделилась этой идеей с мужем Андреем. Он меня очень сильно поддержал, и я перешла к построению бизнес-плана, модели и презентации. Параллельно подключилась моя подруга Маша, которая на тот момент работала в сетевом книжном. Она на всех этапах с нами размышляла, и над названием, и над ассортиментом. Постепенно мы втроем составили списки издательств, с кем хотим сотрудничать, придумали, где взять деньги, и стали искать помещение. Помещение искали очень долго из-за цен и настороженного отношения арендодателей к такому бизнесу, но в итоге я увидела, что Фонд городских инициатив заезжает в Сити-центр и будет делать с ним новый проект, «Центр города», переосмыслять здание. Мы познакомились, и я стала одним из первых резидентов, которые после них сюда заехали, потому что книжный магазин всегда вокруг себя комьюнити создает, привлекает трафик, и всем это выгодно и интересно.

В январе 2024 мы уже открылись официально со стеллажами, книжками, рубриками, открытками и всем остальным. Но первая продажа случилась раньше, когда мы еще работали в техническом режиме. Мы предупреждали, что можно прийти, познакомиться с нами, посмотреть, но книжки пока хранятся в больших картонных коробках. И люди правда приходили и копались в коробках, изучали, что-то забирали. Было приятно. Получился такой аттракцион, как черный ящик, где ты не знаешь, что тебе попадется.

Трудно ли было установить контакт с издательствами?

Я почему-то думала, что издательствам нужно будет доказывать, что это хорошее место, что мы достойны продавать книги. И я сделала качественную презентацию про наши ценности, подходы, про меня и мои цели. Но по факту для издательств очень важны офлайн-точки продаж и представительство в городах, помимо Москвы и Петербурга.Никто мне не отказал ни разу в сотрудничестве, а наоборот, все очень включились и даже написали слова поддержки. До сих пор у нас теплые отношения, и, в общем-то, они очень дружелюбные ребята.

А какие сейчас мероприятия внутри буквально есть?

Мы сразу же придумали, что у нас будет событийная программа, даже когда не знали, где мы будем, потому что хотели сформировать сообщество вокруг магазина. И что у нас есть? Мы проводим лекции на различные темы и мы не ставим здесь ограничений: музыка, кино, литература, наука, медицина, самообразование. Помимо лекций у нас есть несколько книжных клубов:

1. Наш собственный. Мы не выбираем одну книгу и обсуждаем ее, а формулируем тему, и все участники советуют друг другу книги, которые ей соответствуют. Получаются очень оживленные и разнообразные обсуждения.

2. Гостевой книжный клуб «Не читай», где можно не читать книгу перед тем, как прийти, а сначала узнать контекст, автора, тезисы и уже для себя решить, хочешь ли ты ее прочитать полностью.

3. Книжный клуб от сообщества «КомУза», академии осознанного взросления. Для людей старшего возраста у них много инициатив по физическому здоровью, по ментальному, по саморазвитию, культурным мероприятиям. И книжный клуб — одна из частей этого проекта,. Очень классные участницы, обсуждают интересные книги. У нас вообще с ними какое-то хорошее совпадение получилось.

4. Не совсем клуб, но все равно периодическое событие — вечера настольных игр, которые ведет мой муж Андрей. Это такое безопасное пространство, чтобы попробовать новую игру или с новыми людьми повзаимодействовать.

5. Коллажный клуб, который ведет художница Юлия Зернова. На каждое занятие она приносит новую коллажную технику, и это тоже очень интересно.

Как формируется ассортимент?

У нас есть правило, что ассортимент формируется командой магазина. Это наш собственный выбор, книги, которые мы с удовольствием на свою домашнюю полку поставили бы, то есть нам за них не стыдно, или мы очень заинтересованы в них, или уже прочитали и в них уверены. Мы обычно так и пишем, что «Буквально»— книжный магазин с авторской подборкой. Читатели, посетители тоже влияют: если покупатель не находит для себя нужную книгу, он вправе попросить ее привезти. Также периодически спрашиваем в соцсетях книжного, чего не хватает в ассортименте, потому что часто у нас совпадают вкусы с аудиторией. Сейчас около тридцати издательств у нас представлено. Они тоже помогают, присылают подборки с новинками, с аннотациями и ключевыми темами. Еще есть профессиональные литературные сообщества, книжные обозреватели, критики, которые следят за новинками и тоже делают подборки с рекомендациями, на которые мы ориентируемся. Выбор ассортимента — это работа, которая не заканчивается никогда и каждый день по чуть-чуть происходит.

Книги представлены в 1 экземпляре или есть определенный запас?

Базово в одном, потому что у «Буквально» нет склада. Наши склады — это коробки под полками. Но если появляются книги, в которых мы уверены или которые нам настолько нравятся, что мы можем их рекомендовать многим читателям, то мы заказываем их 3-5 штук максимум. Больше 5 сейчас редко заказываем.

В чем ты видишь миссию проекта?

Мы хотим сделать чтение очень дружелюбным, открытым занятием. Потому что есть стереотип, что чтение — это специальное занятие для интеллектуалов, как, например, ходить в филармонию: все должны быть в смокинге и лишний раз не чихать. А хочется от этого отойти, включить книги в повседневность, и для этого нам нужно стать таким дружелюбным проводником, сделать так, чтобы люди не боялись заходить в книжные магазины.

Оказалось, иногда люди действительно боятся книжных магазинов, чувствуют себя в них некомфортно. И нужно попытаться как-то снизить градус даже не интеллектуальности, а высоколобости, снобизма вокруг чтения. Мы в целом эту позицию отражаем везде: в том, какие книжки мы заказываем, в наших событиях, в общении с покупателями. Я надеюсь, что это заметно.

Как ты думаешь, в чем причина страха, который ты описала?

Опыт школьный и университетский, когда тебя заставляют читать, и это такое занятие из-под палки. Конечно, ты будешь очень напряжен базово. Некоторые боятся, что они чего-то не знают, потому что не сильно следят за событиями в книжном мире. В «Буквально» люди часто не видят знакомых названий, и это очень некомфортно, я их прекрасно понимаю. В таких случаях мы рассказываем больше, например, на какую книгу другая похожа. Еще страшно, что тебя осудят, страшно, что ты ничего не знаешь. Плюс из-за высоких цен люди боятся взять книгу, увидеть, что она слишком дорогая, поставить обратно на полку и испытать неловкость. В общем, вокруг этого очень много таких конструкций, которые уже давно сформировались, и с ними нужно работать.

Что дает человеку чтение в контексте клипового мышления, высокого темпа жизни?

Первое, что приходит в голову в противовес к клиповости — это замедление, потому что если это не аудиокнига, то сложно читать параллельно с чем-то. Для чтения нужно выделение специального времени и особого темпа, и это очень помогает взять паузу. У критика Галины Юзефовича даже есть курс «Искусство медленного чтения», где она обучает искусству вглядываться в детали, вчитываться, вдумываться. Мне кажется, это действительно очень крутой отдельный навык.

Почему стоит иногда заходить не в сетевой книжный магазин, а именно в независимый?

Во-первых, в них представлены такие книги, которые не всегда можно найти в сетевых книжных магазинах, и присутствует новый взгляд на книжки, на чтение, на литературу. Во-вторых, это всегда комьюнити, новые люди, с которыми у тебя есть что-то общее.

В независимых книжных магазинах, чем я сама всегда пользуюсь, система рекомендаций настроена круто: с тобой практически индивидуально работают. В сетевых магазинах у продавцов редко есть возможность поболтать, включиться в твой запрос или рассказать о своем опыте, при этом есть скрипты, по которым нужно продавать определенные книги. У нас такого нет, потому что у нас нет приоритетных издательств или книг, они все классные, что тут поделать…

Печатная книга сейчас актуальна или она постепенно уйдет из нашей жизни?

Она актуальна уже скорее как объект сам по себе, а не как носитель информации. Книга становится подарочным или коллекционным предметом, а покупка книги превращается в специальное событие, экспириенс. Это как слушать виниловые пластинки или фотографировать на пленку — чуть-чуть более эксклюзивная история. Этому способствует постоянный рост цен на книжную продукцию: все меньше людей могут их себе позволить. Мне, конечно, это не близко, потому что я считаю, что покупка книги должна оставаться базовым правом.

Что ты обычно читаешь?

Я очень разные книги читаю, тут как бы ничего не поделать… У меня нет здесь четких границ. Я могу читать какой-нибудь высоколобый нон-фикшн и потом взять книжку из тик-тока, что-нибудь подростковое. Я очень люблю в последнее время русскоязычную современную литературу, люблю гуманитарный нон-фикшн, потому что мне близко все, что связано с культурой, культурологией, кино, литературой, литературоведением. Люблю книжки про книжки.

3 любимые книги:

● «Нагори. Тоска по уходящему сезону» Рёко Секигути— книга про сменяемость сезонов. Рёко пишет о том, какое у японцев тонкое чувство сезонов. Она рассказывает, почему мы про это забываем часто и почему для нас это важно. Очень классно, трогательно и научно обоснованно.

● «Стоунер» Джона Уильямса — книга про профессора средневековой английской литературы. Он должен был быть фермером, но так сложилась жизнь, что он влюбился в книги Шекспира и средневековую британскую традицию и стал прекрасным преподавателем. Очень люблю её, потому что книга сильная, медленная — всё как надо.

● «Щегол» Донны Тартт — история молодого человека, который мальчиком пережил теракт в музее. В тот день он увидел картину, которая в связи с трагедией на него сильно повлияла. Мне было интересно, как искусство может отпечатываться в памяти.

Что бы ты посоветовала тем, кому тяжело читать из-за низкой концентрации внимания, привычки смотреть быстрый контент, но они хотел бы заново научиться?



Базовая сложность в том, что чтение — это не часть повседневности, и надо пытаться включать его в свой день, формировать привычку. Это, конечно, сложно, поэтому можно начать с 10−15 минут в день, просто отложить телефон, и очевидно, что ничего критичного за это время не случится. Очень хорошо помогает, если ты долго не читал, брать несложные книги, которые, например, относятся к подростковым. Я не вижу ничего зазорного в этом, ведь они как раз сделаны для подростков, то есть буквально для людей, которые постоянно отвлекаются, не могут усидеть на месте. Или, например, брать комиксы и книги, которые тебе сейчас практически интересны, связаны с твоей работой или хобби, с текущими обстоятельствами.

Мне кажется, самое главное — понимать цель, зачем тебе читать сейчас. И почаще просить рекомендации в тех же независимых книжных, у друзей. Потому что бывает, что не хочется ничего читать, ничего не нравится, но тут внезапно человек рассказывает с горящими глазами про какую-то книгу, и это личное вовлечение очень вдохновляет. У нас несколько человек после книжного клуба снова загорелись чтением. Это хороший лайфхак.

За кем ты следишь из Екб, кого читаешь, какими проектами интересуешься?

У меня вся лента в основном в книжном контенте! Вот, на что я подписана:

- События Библиотечного Центра «Екатеринбург» — БЦЕ проводит крутые события разной тематики: языковые клубы, клубы по интересам, лекции.

- RedGastroMap — Лиза Журавлёва рассказывает, где и что поесть в Екатеринбурге, красиво фотографирует город.

- Наука всегда кстати — канал о науке и технологиях, который делает команда Информационного центра по атомной энергетике (ИЦАЭ).

- Тележенька с костями — канал Антона Кочнева, ученого из УрФУ, где он очень интересно рассказывает об археологии.

Что для тебя значит фраза «жить красиво»?

Жить осознанно, сверяясь со своими принципами. Когда я вижу человека, который знает, что он делает, для чего он это делает, как у него горят глаза — это для меня какой-то восторг.